Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

1

Сова Микола, користувач 1ua
Микола Сова
Тема: Лебединський жіночий монастир

ЛЕБЕДИНСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

Адрес: Черкасская  обл., Шполянский р-н, с.Лебедин. Тел.: (04741) 4-79-18

Настоятельница – игуменья Николая (Кривобок)

Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км. От Киева и 100 км. от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами.
Церковное Предание говорит, что основали сию обитель монахини Магдалина и Трифиллия, инокини Дария и Феврония в 1779 году, оставившие свой разграбленный и сожженный турками в Молдавии Свято-Успенский Калатурский монастырь. Проходя Лебединским лесом в поисках нового пристанища, сестры остановились на ночлег и было им видение. Святитель Николай чудотворец благословлял основать здесь монастырь. Наутро они дошли к ручью набрать воды и нашли там икону святителя Николая в подтверждение того, что это был не сон, а благословение Божие. На том месте сохранился целебный Источник, открытый святителем Афанасием (Пателарием), Константинопольским патриархом. В народе Источник называют 'магдалининским' в намять о первой игумении монастыря. 
Монахини обратились к местному князю Ксаверию Любомирскому с просьбой выделить из его земельных владений часть земли для строительства монастыря. Вскоре, 24 мая 1779 года они получили разрешение на строительство монастыря в Лебединском лесу между речками Верхняя и нижняя Гентурка. А 18 июня 1779 года митрополит Киевский Гавриил (Кременецкий) дал разрешительную Грамоту с одновременным Указом Киевской Духовной консистории монахине Магдалине на 'заведение монастыря' и строительство храма, а также благословил ее иконою святителя Николая Чудотворца. 
Вначале первый храм был построен деревянным однопрестольным во имя святителя Николая, который был оовящен 17 марта 1784 года игуменом Жаботинского мужского монастыря Мелхиседеком (Шаховским). Одновременно со строительством Свято-Николаевской церкви, 25 мая 1780 года была заложена церковь во имя святой великомученицы Варвары, которая также была освящена в 1784 году, как теплая, деревянная трапезная церковь. К теплой церкви было пристроено каменное помещение с шестью комнатами для настоятельницы монастыря.
За всем строительством строго следила первая настоятельница игумения Магдалина. В 1782 году были определены официальные границы монастырской земли. С 1782 года настоятельницей монастыря упоминается игумения Таисия. 
В 1798 году по благословению Киевского митрополита Иерофея (Малицкого) при игумении Елисавете было заложено новую также деревянную Свято-Николаевскую церковь, которая была освящена 20 июня 1800 году. Новая церковь имела уже два престола: во имя святителя Николая и святых праведных Захария и Елисаветы, построенная на средства Черноморского кошевого Захария Череги. 
В 1823 году была достроена деревянная колокольня, а в 1837 году по благословению Киевского митрополита Евгения(Болховитинова) при игумении Магдалины II была построена новая кирпичная колокольня, через которую был устроен главный вход в монастырь. Колокольня была трехярусной  высотой 34 м., до настоящего времени сохранилась ее только третья часть. На колокольне размещались 8 больших и малых колоколов. Большой колокол весил 64 пуда 22 фунта и был отлит в Харькове, украшен 'чеканкою' и ликами святых. В 1876 году ко- локольня была отреставрирована. Посредине монастырского двора на столпе висел малый колокол, на котором отбивали время.
В 1839 году на территории монастыря был заложен новый каменный храм во имя святой великомученицы Варвары. 11 сентября 1844 года храм был освящен Киевским митрополитом Филаретом (Дроздовым).
В эти же годы был построен кирпичный забор c небольшими башнями на углах.
С 1793 но 1842 годы Лебединский монастырь находился вне штата, не имея никакой материальной помощи от государства. По прошению Киевского митрополита Филарета (Дроздова) Священный Синод Российской империи зачислил Свято-Николаевский монастырь ко второму классу с получением из государственной казны 2.155 рублей ежегодно. Это намного укрепило экономическое положение монастыря. Монастырь имел также и свои доходы от свечного завода, мельницы на реке Гептурка, гостиницы, пасеки, сенокосы, пахотные земли, недвижимый капитал, находившийся в кредитных учреждениях и т.д. Значительные пожертвования приносили благотворители: графиня А.Орлова-Чесменс- кая, митрополиты Киевские Арсений и Филофей, граф А.Шуленбург, директор сахарного завода В.Константинов, купчиха А.Колобова, баронессы Шлипенбах и другие.
По благословению митрополита Киевского Исидора (Никольского) при игумении Филарете (Шлипенбах) был разобран и перестроен Свято-Николаевский храм, который стал значительно больше и шире: с западной стороны пристроена крытая галерея, с южной и северной сторон сделаны большие притворы. Подведен новый каменный фундамент, стены с наружи и внутри покрыты тесом; на новом большом куполе звезды, шар и кресты позолочены листовым золотом. С восточной стороны храма пристроена ризница, вмещающая монастырский архив и библиотеку.
В 1866-1867 гг. был перестроен Свято-Варваринский храм, который стал трехпрестольным: центральный - во имя Вознесения Господня, правый - во имя святой великомученицы Варвары и левый - во имя святителя Митрофана Воронежского чудотворца. Центральная часть храма завершена деревянным куполом, покрытым листовый железом. Все кресты и шары позолочены, а крыша окрашена зеленой краской. Церковь отапливалась четырьмя каменными печками.
При игумении Филарете и по благословению митрополита Филарета (Дроздова) в 1850 году открылось шестиклассное Духовное женское училище, где училось около 40 девушек из духовного звания и сироты. Располагалось Училище в деревянном монастырском флигеле, в котором находились три келии и содержалось на средства монастыря, а остальные - за счет пожертвований. Воспитанниц обучали шитью одежд и облачений, вышивать и вязать, изготавливать декоративные цветы, украшать иконы. В училище изучались кроме общеобразовательных предметов и Закон Божий, музыка и пение, а также преподовались факультативно немецкий и французский языки. Для преподования некоторых предметов специально приглашали учителей из Златопольской гимназии. В 1863 году монастырь посетил митрополит Киевский Арсений, который после посещения училища стал выделять 200 рублей ежегодно на содержание его. 
15 июля 1884 года при игумений Архелаи (Дашкевич), в 100-летия основания Лебединского монастыря был освящен третий престол в честь Успения Пресвятой Богородицы в северной части Свято-Николаевского храма. 
Высокого расцвета монастырь достиг при игумении Евфалии I (Лебедевой). При ней были построены новые келии, двухэтажная гостиница для паломников, увеличино число воспитанниц в училище до 150, улучшен вид обоих храмов. Также был поднят уровень богослужений, увеличилось число сестер и т.д.
После октябрьского переворота 1917 года в связи с отделением Церкви от государства у монастыря отнимается право Записи Актов Гражданского Состояния (ЗАГСа) и закрывается Духовное училище. А в октябре 1929 года монастырь был закрыт, игумению Смарагду арестовали за хранение 86 пудов пшеницы. Монастырское имущество частично было разграблено, остальное конфисковано работниками НКВД. На территории монастыря образовали коммуну 'Червоный Жовтень', которая пользовалась монастырской землей только I7 га. В эти годы была 'урезана' колокольня и с обеих церквей снесены купола. Через три года коммуна распалась и на территории монастыря образовали интерна для бесприютных детей, а позже и для детей репрессированных родителей.
С приходом немецкой власти в 1941 году,Лебединский монастырь был открыт и в него стали возвращаться оставшиеся в живых инокини. Сначала нелегко было игумении Валентине I и сестрам поднять разоренное хозяйство и возобновить Устав монастырской жизни. После немецкой оккупации игумению Валентину I арестовали и отправили в Лукьяновскую тюрьму города Киева на допрос. Ее обвиняли в том, что обитель укрывала вояк УПА, за что многие годы провела в заточении.
После 1949 года в Лебединский монастырь были переведены на-сельницы с игумениями следующих монастырей: Мотронинский Свято-Троицкий (игумения Рафаила), Козельщанский Свято-Реждества Богородичный (игумения Феофания), Полтавский Свято-Крестовоздвиженский
Игумения (Иннокентия), Чигиринский Свято-Троицкий (схиигумения Евгения. Настоятельницей Лебединского монастыря была назначена игумения Евфалия II, которая наетоятельствовала до 1961 года. 
     В середине 50-х годов в Лебединском монастыре проживало более 250 сестер и пять игумений. Богослужения совершались в теплом Свято-Вознесенском храме. Пели два хора: Лебединский - 45 певчих и Козельщанских – 25 певчих. Также в монастыре находилась иконописная мастерская, которой руководила инокиня Феонилла из Санкт-Петербурга.
В послевоенные годы монастырю пахотные и сенокосные земли принадлежали более 22 га, в которые входили большой огород и сад. Для нужд монастыря держали 3 пары волов, 2 пары коней, 15 коров, овцы, куры и 50 ульев пчел и т.д. На пахотных землях сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо, овес. На сенокосных землях косили вручную и молотили цепами, А после обжинков возвращались в монастырь, воспевали псалму святителю Николаю. Экономка монастыря несла крест со ржи, благочинная - венок из пшеницы, а настоятельница-игумения, по обычаю, встречала всех с самоваром.
Но вот снова пришла антихристианская волна. 7 июня 1961 году советская власть закрывает обитель. Все молодые сестры были выписаны и отправлены с монастыря. Церковная утварь, ризничная и архив были вывезены, колокола были переданы в музей города Черкасс. Из 178 сестер только часть смогла разместиться в Золотоношском Свято-Покровском Красногорском монастыре, остальным же пришлось искать себе пристанище в окрестных селах.
Монастырская территория была передана после 1961 года ОблЗдравОтделу для размещения здесь туберкулезной больницы, а с 1972 года по август 1997 год здесь находился дом-интернат для неполноценных детей. 
Милость Божия возвратила на круги своя. В 1992 году монахиня Иоасафа и инокиня Синклитикия обратились к Шполянскому благочинному протоиерею Василию Костенко с просбой походатайствовать об открытии монастыря. Молитвами и поддержкой верующих христиан был открыт 28 декабря 1992 года монастырь. Указом Преосвященнейшего Софрония, епископа Черкасского и Каневского 9 января 1993 года была назначена настоятельницей Лебединского монастыря игумения Валентина (Цветкова).
В возвращенный монастырь вернулись монахи, увидев в нем мерзость и запустение в монашеских корпусах, а храм святителя Николая использовался местной властью в качестве склада, птичника и сарая.
Храм был перегорожен множеством перегородок, в алтаре находилась ленинская комната. А в Вознесенском храме советы устроили котельню, прачечную, душевые и туалеты, а в алтарях - сушилку для белья и баню для директора. Территория монастырского кладбища осквернена, могилы разрушены, кресты сломаны. Но 'Бог поругаем на бывает'(Гал. 6,7).
Самое трудное время досталось на плечи первым насельницам обители после атеистической власти: разрушенный монастырь, нестабильная экономическая обстановка в стране, экспансия сект, ересей и раскола. Передача зданий растянулась до 1997 года.
С Божией помощью насельницы обители читают в храме и поют, пекут просфоры и хлеб, шьют одежду и облачение, выращивают огород и косят сено, ухаживают за коровами и лошадями, заготавливают в лесу дрова и ремонтируют келии, готовят пищу и ухаживают за пчелами, читают круглосуточно неусыпаемую Псалтирь.
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно по монастырскому Уставу: утром в 4.30 - полуношница и чтение акафистов, потом Божественная Литургия. Вечерняя служба - в 17.00.
Каждый четверг перед Божественной Литургией в храме соборно читается на распев акафист святителю Николаю и выносится чтимая икона с частицей святых мощей святого угодника Божия. А каждую субботу служится соборный акафист Божией Матери перед чтимой иконой Богородицы.
Престольные праздники: 22 мая - перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца; Вознесение Господне - 40 день после Пасхи Христовой; 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы; 18 сентября - святых праведных Захария и Елиcаветы; 6 декабря - святителя Митрофана Воронежского; 17 декабря -святой великомученицы Варвары; во Вторник Светлой седмицы - чтимой Иверской иконы Божией Матери.
В дни престольных праздников, на третий день Святой Христовой Пасхи, Рождества Христова и Святой Троицы совершается Крестный ход в монастыре.

 

28 вересня 2011

Сова Микола, користувач 1ua
Микола Сова
Тема: Лебединський жіночий монастир


Подпись:


 

Афонский стих


Люблю бывать по временам, Где скрыта тайна жизни нашей, Где, может быть, сокроюсь сам. Вслед за испитой смертной чашей. Здесь я минуты провожу, Томим уныньем неисцельно. И здесь отраду нахожу, Когда душа скорбит смертельно. Смолкает тут житейский шум -И вместо мыслей горделивых, Приходит ряд суровых дум -Судей нелестных справедливых. Передо мной убогий храм, Наполнен мертвыми костями. Они свидетельствуют нам, Что мы такими ж будем сами. Немного лет тому назад, (Как жили те земные гости) И вот ушли они в свой град, Оставив нам лишь эти кости. Не в силах были и они Владеть собой в иную пору. И между ними, как людьми, Бывали ссоры из за сору. Теперь довольные судьбой, Лежат друг другу не мешая, Они не спорят меж собой: Своя-ли полка иль чужая*. Мы тоже гости на земле, И нам лежит туда дорога.

Идем по ней в какой то мгле, Не видя вечности порога. И святость любим и грешим, Гонясь за счастием - страдаем, Куда-то всякий день спешим И то, что важно, забываем. Боимся смерти и суда, Желаем здесь пожить подольше, Стараясь избегать труда, И чтоб скопить всего побольше. Не можем слова перенесть Иль чуть не ласкового взгляда, А скорбных испытаний крест Для нас мучительнее ада. Других виним почти всегда, Хоть сами Бога прогневляем, Себя ж винить мы никогда И в самом малом не дерзаем. Для личной прихоти своей Готовы потом обливаться, Не спать подряд и пять ночей, Во все опасности пускаться. Кривить душой на всякий час, Безбожно совесть попирая. И все что только тешит нас, К себе усердно загребая. За честь всегда стоим горой, Ценим труды свои и знанья. И невниманье к ним порой Приносит нам души терзанья.

Подпись:

Таков есть страстный человек -Хвастливый бог земного рая! Он суетится весь свой век, Покоя день и ночь не зная.

И всем безумно дорожит,

Пока здоровьем обладает.

Когда ж болезнь его сразит,

Совсем другой тогда бывает.

Ударит грозный смертный час -Душа греховная смутится. И все что дорого для нас -Со всем навек должны проститься.

Безсильны нежности друзей:

Ничтожны ценности имений -

Они не могут жизни сей

Продлить хоть несколько мгновений. Напрасно с помощью спешат, И врач искусство изощряет: Больному все трудней дышать -И он конечно умирает.

Хладеет грудь и тускнет взор,

Все чувства рабски умолкают.

И нас, как будто некий сор,

Поспешно в землю зарывают. Затем немного надо знать, Что с нами здесь потом бывает: Вот эти кости говорят... Им наша совесть доверяет.

Один момент - и жизнь мечта!

Зачем-же столько треволнений?

Зачем вся эта суета

И масса горьких наслаждений? Мы забываем тот урок, Который смерть нам повторяет,

Что жизнь дана на краткий срок, И детство дважды не бывает. О смерть, кому ты не страшна? Кому ты только вожделенна?! Блажен, кто ждет тебя, как сна, Кто помнит, что душа безсмертна. И нет несчастнее того, Кто вспомнить о тебе страшится: Вся жизнь - мученье для него, И сей однако он лишится. А там - для праведных покой И радость вечно со святыми: Для грешных - ад с кромешной тьмой, И участь их с бесами злыми. Теперь, быть может, что иной Одежды всякий день меняет; Умрет - положат лишь в одной, И той случайно не бывает. А тот, кто даром мудреца Владеет, Бога же не знает, Умрет - не более глупца, Напрасно только жизнь теряет. Недалеко уж этот срок, И эта к вечности дорога. Припомни мудрый тот урок Познай себя - познаешь Бога. Познай откуда ты и кто, Зачем пришел, куда идешь Что ты велик и ты - ничто, Что ты безсмертен и - умрешь.

1905г.

Святая гора Афон, Свято-Пантелегшонов мнонастырь.

монах Виталий


 

Листовка с>д пжиг Святые Имена. Поэтому просим не использовать се в Гмтовых целях.


'На Афоне практически нет кладбищ. На короткое время после кончины монах погребается по особому обряду, и через три гола его абсолютно чистые, будто лакированные кости изымаются от земли, подписываются и кладутся в особые хранилища - костницы, на стеллажи, до времени всеобщего Суда. Останки, имеющие не белый, ж восковой цвет свидетельствуют об особой святости жизни монаха.

27 вересня 2011

Сова Микола, користувач 1ua
Микола Сова
Тема: Лебединський жіночий монастир
 СВЯТО-МИКОЛАЇВСЬКИЙ  ЛЕБЕДИНСЬКИЙ
          ЖІНОЧИЙ  МОНАСТИР

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В  живописном и уединенном месте, окружен­ная лесами и озерами, возрождается после за­пустения и разрухи древняя обитель — Свято-Николаевский Лебединский женский монастырь. Расположен он на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км от Киева и 100 км от Черкасс.

По преданию, основали эту обитель в 1779 г. монахи­ни Магдалина и Трифиллия, инокини Дария и Февро-ния, оставившие свой разграбленный и сожженный тур­ками Молдавский Свято-Успенский Калатурский мона­стырь1. В поисках нового пристанища проходили сестры Лебединским лесом2 и остановились на ночлег. И было им видение: Святитель Николай благословлял основать здесь монастырь. Поутру пошли они к ручью набрать во­ды и нашли в нем икону Свт. Николая, в подтверждение того, что это был не сон, а благословение Божие. На том месте находится целебный источник, открытый еще Свт. Афанасием Пателарием3. В народе этот источник называ­ют 'магдалиновским' в память о первой игумений мона­стыря.

Монахини обратились к местному князю Ксаверию Любомирскому4 с просьбой о выделении из его владений части земли для возведения монастыря. 24 мая 1779 г. было получено разрешение на строительство монастыря в Лебединском лесу между речками Верхняя и Нижняя Гептурка5. А 18 июня 1779 г. Митрополит Киевский Га-

 вриил Кременецкий дал грамоту' с одновременным ука зом Киевской Духовной консистории, монахине Магда-

заведение монастыря' и строительство церкви, а также благословил ее иконою Свт. Николая Чудотворца.

Первая церковь была построена деревянная однопре- ^ стольная во имя Свт. Николая и освящена 17 марта 1784  г. игуменом Жаботинского монастыря Мелхиседеком7. & Помощь Божия и доброхотодателей была настолько ощу­тима, что еще не было окончено строительство Никола­евской церкви, как 25 мая 1780 г. была заложена церковь во имя св. великомученицы Варвары. Она также была ос­вящена в 1784 г. как теплая деревянная трапезная цер-     ковь.

За строительством не забывала первая настоятельница матушка Магдалина и о закреплении за монастырем вы­деленной князем Любомирским земли. 8 мая 1782 г. был ; ^ сделан 'обвод' грунтов, то есть официально обозначены границы монастырской земли. С 1782 г. настоятельницей монастыря упоминается игумения Таисия.

В 1798 г. по благословению Киевского митрополита Иерофея Малицкого при игумений Елисавете заложено  новую также деревянную Николаевскую церковь и освя- ') щена она была 20 июня 1800 г. Новая церковь имела уже  два престола: во имя Свт. Николая и св. праведных Заха-  рия и Елисаветы, и построенная на средства Черномор-     ского кошового Захария Череги.

В 1823 г. была построена деревянная колокольня, а в 1837 г. по благословению Митрополита Евгения при игу­мений Магдалине II была построена новая кирпичная ко-локольня, через которую устроен главный вход в мона- ^, стырь. Колокольня имела три яруса и была высотой 16 саженей (34 м), в настоящее время сохранилась третья ее часть. На колокольне размещалось 8 больших и малых колоколов. Большой колокол весил 64 пуда 22 фунта и  был вылит в Харькове, украшен 'чеканкою' и ликами святых. В 1876 г. колокольня была ремонтирована. По-средине монастырского двора на столпе висел малый ко-    локол, на котором отбивали время.

В 1839 г. был заложен новый каменный храм во имя       св. вмц. Варвары, и 11 сентября 1844 г. его освятил Ки-^      евский Митрополит Филарет. В эти же годы был постро­ен кирпичный забор с небольшими башнями на углах.

Во время управления игуменией Магдалиной II мона-       стырь отличался среди других женских обителей поряд-ком и чистотой подворья и келий, а также опрятным внешним видом монахинь и послушниц. Местные жите-     ли называли его 'панянским'8.

С 1793 по 1842 гг. Лебединский монастырь находился I     вне штата, не имея материальной помощи от государства. По прошению Киевского Митрополита Филарета Свяем из государственной казны 2155 рублей ежегодно9. Это ^      намного укрепило экономическое положение монастыря. Имел монастырь и свои доходы от свечного завода, мель­ницы на р. Гептурка10, гостиницы, пасеки и др. Значи-     тельные пожертвования были от благотворителей, среди

которых графиня А. Орлова-Чесменская', Митрополиты   
     Киевские Арсений и Филофей, граф А. Шуленбург, ди-
:    ректор сахзавода В. Костантинов, купчиха А. Колобова12,   

     баронессы Шлипенбах и многие другие.                                                  

Монастырь имел также свое хозяйство. Количество        пахотной и сенокосной земли на 1880 г. было 103 десяти-    |   ны. Сеяли для монастырских потребностей: пшеницу,     ; рожь, ячмень, овес и др. В 1893 г. со своей земли было    снято хлеба 165 копен. За неимением удобного пастбища    &| монастырь не держал большого количества скота, на 1893 г. такового имелось: рабочих волов 2 пары, лошадей ра-    |     бочих 4 шт., экипажных 6 шт., коров дойных 5 шт. и др.     $ В 1859 г. при игумений Филарете13 по благословению          Митрополита Исидора Никольского была разобрана и      екая церковь. Храм стал значительно больше: с западной стороны пристроена крытая галерея, с южной и северной сторон сделаны большие притворы. Подведен новый ка­менный фундамент, стены снаружи и внутри покрыты те­сом. На новом большом куполе звезды, шар и крест по­золочены листовым золотом. С восточной стороны храма пристроена ризница, вмещающая монастырский архив и библиотеку.

В 1866—67 гг. была перестроена и Варваринская цер­ковь. Храм стал трехпрестольный: центральный — во имя Вознесения Господня, южный — во имя св. вмц. Варва­ры и северный — во имя Свт. Митрофана Воронежского чудотворца. К западному фасаду церкви пристроено кир­пичное помещение для настоятельницы монастыря, а с северной и южной сторон появились двухэтажные башни. В северной башне устроен главный вход в церковь. Цен­тральная часть храма завершена деревянным куполом, покрытым листовым железом. Все кресты и шары позо­лочены, а крыша окрашена зеленой краской. Церковь отапливалась 4-мя каменными печками. Перестройка церкви осуществлялась черкасским подрядчиком купцом 2-й гильдии Ак. Сурковым по указу Киевской духовной консистории по плану и смете 1864 г.

В 1858 г. при игумений Филарете в обители открыва­ется училище для девочек из духовных семейств. На то время это было первое учебное заведение в округе Лебе-дина. Оно разместилось в деревянном монастырском флигеле и первоначально здесь обучалось 40 девочек, в 1872 г. училище стало шестиклассным и количество вос­питанниц возросло до 100, из них 45 сирот содержались бесплатно. Воспитанниц учили шить одежду и облачения, вышивать и вязать, изготовлять декоративные цветы, ук-I рашать иконы. В училище изучались кроме общеобразо­вательных предметов и Закон Божий, музыка и пение, а факультативно преподавались немецкий и французский языки. Для преподавания некоторых предметов приезжа- 

 ли учителя из Златопольской гимназии. В 1863 г. наш мо-    настырь посетил Киевский Митрополит Арсений. Он от-к метил благоустройство монастыря и стал выделять 200 ру­блей ежегодно на содержание училища.

15 июля 1884 г. при игумений Архелаи14 'в памяти со­вершившегося 100-летия со времени основания Лебедин­ского монастыря' был освящен третий престол во имя Успения Божией Матери в северной части Николаевско­го храма.

Наивысшей степени процветания монастырь достиг за время правления игумений Евфалии Г5. Мирное время благоприятно влияло на развитие монастыря и хозяйства. Были построены новые келий, двухэтажная гостиница для паломников, увеличено число воспитанниц в учили­ще до 150, улучшен вид обоих храмов. Также был поднят и уровень богослужений: с 1900 г. в штате монастыря по­являются протоиереи. Богослужение церковное соверша­ется ежедневно по чиноположению. Количество сестер на 1908 г. составляет 409 чел., из них: мантийных монахинь — 57, указных послушниц — 75, и других более 270 чел. По происхождению насельницы были как местные, так и с разных уголков Украины и европейской части Рос­сии, Белоруссии и Молдавии. Так в благодарность Свт. Николаю, сестры пели в псальме: '...Он как пастырь собирает из далеких стран овец, тихим гласом призывает и питает как отец...'

На территории монастыря размещались 6 разных па­мятников, из которых три находились на местах старых несуществующих церквей16.

Были в монастыре и чтимые святыни:

икона Иверской Божией Матери, празднуемая во вторник Светлой седмицы, когда в монастырь стекается множество богомольцев;

икона Божией Матери 'Киево-Братская' в серебря­но-золотой ризе, которой в 1861 г. была благословлена и гумен ия Филарета от благочинного монастырей Киев- 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ской епархии архимандрита Иоаникия;

икона Свт. Николая, написанная в рост; возможно,      . этим самым образом и благословил первую настоятельни­цу Киевский Владыка Гавриил;

икона св. великомученицы Варвары, написанная в рост в серебряно-золотой ризе;

часть древа Животворящего Креста Господня;

10 частиц святых мощей различных угодников Бо-жиих, и др.               

В монастырском синодике указываются следующие имена настоятельниц нашей обители: Магдалина (1779— 1782 гг.), Таисия (1782—?), Калисфения, Елисавета (1796— 1800 гг.), Феофания, Августа, Магдалина II (1829—1858 гг.), Филарета (1858-1875 гг.), Архелая (1875-1886 гг.), Апол­линария17, в схиме Амвросия (1886—1891 гг.), Евфалия I (1891-1915 гг.), Иулиания (1915-1918 гг.), Евпраксия (1918-1924 гг.), Смарагда (1924-1929 гг.).

После революции 1917 г. в связи с отделением церкви от государства у монастыря отнимается право ЗАГСа и закрывается училище. А в октябре 1929 г. монастырь был закрыт, игумению Смарагду18 арестовали за хранение 86 пудов пшеницы. Монастырское имущество частично раз­граблено, остальное конфисковано работниками НКВД. На территории монастыря образовали коммуну 'Черво-ный Жовтень', которая пользовалась только 17 га мона­стырской земли. В эти годы была 'урезана' колокольня и с обеих церквей снесены купола. Через три года коммуна распалась и на территории монастыря образовали интер­нат для бесприютных детей, а позже и для детей репрес­сированных.

В 1941 г. при немецкой окупации Лебединский мона­стырь был открыт и в него стали возвращаться оставшие­ся в живых монахини. Поначалу нелегко было матушке игумений Валентине I и сестрам поднять подорванное хо­зяйство, возобновить устав монастырской жизни. С Бо­жией помощью все наладилось. Но только закончилась

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 березня 2011


1


  Закрити  
  Закрити